Культура

Вчера, возвращаясь с работы, в своем подъезде на первом этаже перед лифтом увидел две стопки книг. Подошел ближе и был поражен, одна из стопок — это 6 томов Оноре де Бальзака. В хорошем состоянии, из тех многотомников, о которых раньше можно было только мечтать.

Не взял их только потому, что и у меня есть полное собрание. Хотя потом пожалел, что не взял, можно было на дачу отвезти. Помню, как в начале 90-х на Арбате увидел 16-ти томник Бальзака и, хотя шел совсем по другим делам, купил и потом долго тащил его домой.

Конечно же, меня сегодня не удивит выброшенная на улицу стопа старых виниловых пластинок, аудио- или VHS кассет. Но чтобы 6 томов лучшей французской классики! О чем это говорит? Не буду проводить анализ жильцов собственного подъезда. Это не поддается анализу.

Надо говорить о культуре в целом. Кричать, что все пропало, тоже не буду. Но для примера вспомню, что одноклассник моего сына, которому 11 лет, уже четвертый раз перечитывает «Гарри Поттера», при этом не читает ничего другого. Я думаю, что он не одинок.

Сегодня по дороге на работу слушал в аудио варианте «Суламифь» Куприна. Знаете, какая мысль сразу пронзила меня? Что наше поколение еще могло произносить слова любви так, как царь Соломон. Ведь наши родители проявляли свои чувства и говорили именно в стиле персонажей Л.Н Толстого, И.С.Тургенева, А.И Куприна. А что же нынешнее?

Сегодня оперировал девушку, которой молодой человек сказал прямым текстом, что сколько бы она не упиралась, он все-равно лишит ее невинности. Это я еще смягчил. пластический хирург не может раскрывать всех секретов пациентов. При этом, эти молодые люди имеют высшее образование и выглядят очень достойно.

Я уже не первый раз ловлю себя на том, что размышляю вроде как старик о молодежи. Можете мне поверить, что ощущаю себя на 25. А все мои страхи и упреки имеют совершенно объективное основание. Просто хочется, что бы в такой стране как Россия не была окончательно потеряна культура.

Культура: 6 комментариев

  1. «сколько бы она не упиралась, он все-равно лишит ее невинности. Это я еще смягчил.»
    Круто! Ну, молодой человек — типичное быдло (и такое может выглядеть прилично и иметь корочки). Или, может, это шутка? Пластика — почва благодатная, а юмор бывает очень своеобразным. Мне вот частенько приходится объяснять «непосвящённым», что «это я так шучу», чтобы не подумали лишнего:)

    С культурой, на мой взгляд, полный порядок. Это в дисциплине пробелы. Уважающий классику (по натуре своей), не выбросит книгу и сейчас; безразличный выбросил бы её и прежде, если бы не осуждение, которого сейчас нет. Вымуштровать можно кого угодно. Но нужно ли?

    Одноклассника в качестве негативного примера приводите совершенно необоснованно. Человек ЧИТАЕТ, и это замечательно само по себе. Ну а то, что Гари Потного — не беда. Просто заклинило, надо переключить на что-то другое.
    Я сужу по себе. Лет в 12 мне попался Маркес, Сто лет одиночества… Больше года меня не интересовало ни что из школьной программы, собственноручно составленное Генеалогическое Древо Семьи Буэндиа лежало под подушкой, а в книге в итоге не осталось ни одной не залапанной страницы. Со стороны смотрелось очень нездорово. Но отпустило со временем.
    Я не сравниваю Роулинг и Маркеса. Гарри Поттер на меня лично не произвёл никакого впечатления, кое-как две книги получилось осилить, а «Сто лет…» перечитываю и сейчас и считаю Гениальгнейшим Произведением. Я пытаюсь сказать, что человек нашёл для себя что-то очень интересное, зачитывает/заслушивает/засматривает это до дыр и даже не считает нужным искать что-то другое. Ведь это, найденное, кажется идеальным, необыкновенным и неисчерпаемым. Это ещё и особенность характера такая, как мне кажется… Плохая ли?

    И ещё: Поттер вышел позже, лет в 16 ко мне попал. И я могу, в принципе, понять, как он может нравиться в 11 лет. Думаю, что однокласснику надо попытаться подсунуть Дюма, должен пойти процесс.

    Извиняюсь за многословность, просто несправедливо вы одноклассника:)

  2. Ну вот, сразу «виноват». А где обсуждение?:) Вы Гарри Поттера читали? Маркеса-то, думаю, да…

    Бальзак не пропал. Мне в разное время посчастливилось урвать с помойки стопку шикарнейших книг по астрономии (в данных при чтении надо делать поправку на год, НО!) и обучающую литературу по музыке и танцу (не пригодилось, но «может, когда-нибудь…»). Бальзаку также кто-то порадовался наверняка:)

  3. Гарри Поттера не читал. Меня, наверное, массированная реклама напугала. До сих пор к нему прикасаться боюсь. А что, стоит?
    Про Маркеса — угадали. Нравится. Но не перечитывал давно.
    На том же месте, что и книги Бальзака, выудил пару полезных для себя книг,но не чтиво, а руководства.

    Про культуру могу сказать следующее. Меня всю жизнь почему-то волновали вопросы преемственности поколений. Может быть боялся казаться старомодным кому-то. Моим воспитанием занимались совершенно разные люди, и больше старшего поколения. Но я сейчас, говоря о культуре, думаю не о манерах и этикете, а об элементарной грамотности хотя бы в русском языке для исконно русского народа. Ну не могу я перенести без эмоций, когда мне на почту приходит письмо из организации, где менеджер Лена Петрова, указывая адрес, пишет «лененский проспект» и » метро юга- западная». И это только цветочки.

  4. Неее, не стоит:) Просто получается «Пастернака не читал, но осуждаю». Хотя, что там читать-то, в книгах по паре сотен страниц шрифтом для слепых. Жевачка на один вечер… Если надумаете читать, жду постановочной фотографии с книгой, чтобы где-нибудь у камина и с заинтересованным встревоженным выражением лица:)))

    Грамотность — это да, большая беда.
    Недавно у меня с работодателем случился разговор. Он жаловался, что общение в интернете ограничивает, не получается передать интонацию. На моё заявление, что интонационный строй речи помогает передать пунктуация, он удивился и спросил: «А что такое пунктуация?». Серьёзно! Вот плакать тут или смеяться?
    Откуда такие проблемы с ЭЛЕМЕНТАРНОЙ грамотностью, не знаю…

  5. «Может быть, боялся казаться старомодным кому-то».
    Вероятно, я и сейчас кому-то кажусь старомодной. Но, да, я люблю классику, хотя знаю и современных авторов (в основном Букеровских премиантов). Есть книги, которые я читаю, дабы не отстать, скажем так, от времени, есть те, которые читаю по необходимости, и есть те, которые — для души: Достоевский, Толстой (А. Толстой мне несколько ближе), Куприн (большое наслаждение читать такую (!) прозу).

    Об искусстве прозы замечательно сказано Пастернаком в романе «Доктор Живаго»: «Произведения говорят многим: темами, положениями, сюжетами, героями. Но больше всего говорят они присутствием содержащегося в них искусства. Присутствие искусства на страницах «Преступления и наказания» потрясает больше, чем преступление Раскольникова».

    Но вообще, и это радует, я замечаю, что молодежь сейчас снова стала читать, много, с интересом. Во многом благодаря появлению электронных книг. У меня, безусловно, как у всякого много читающего человека, тоже есть. Это дает ряд преимуществ — возможность передвигаться, имея всегда с собой обширную библиотеку на свой вкус. Во вторых, это экономия средств и места (увы, но мои книжные полки не способны выдержать то количество книг, которое я хотела бы прочитать). Однако Достоевского, например, я всегда предпочту читать «на бумаге» — здесь мне нужна «атмосфера».

    И по поводу культуры.
    Когда-то я читала В. Лукницкую «Николай Гумилев», очень запомнилось следующее.
    Из воспоминаний Н. Гумилева: «Я четыре года жил в Париже… Андре Жид ввел меня в парижские литературные круги. В Лондоне я провел два вечера с Честертоном… По сравнению с предвоенным Петербургом, все это «чуть-чуть провинция».
    От автора: «Я привожу эти слова без комментария, как свидетельство «мужа». В Гумилеве не было и тени глупого русского бахвальства, «У нас, в матушке-России, все лучше». Он говорил удивленно, почти грустно…»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *