Кухня

Почему-то основными элементами при любом воспоминании для меня являются  ароматы и запахи. Вот воспоминания из детства.  Наша тесная, но такая уютная и тёплая кухня в доме моего деда в Баку. Я сижу на множестве подушек и пледе, на котором обычно гладили бельё, поэтому от него исходит сладковатый запах подгоревшей ткани. Сижу в углу, зажатый между высоким буфетом и большим квадратным  столом, застеленным светлой клеенкой в мелкий цветочек, где мы готовили и  кушали.

В буфете из тёмного дерева,  состоящим из нижней, тяжёлой части, с двумя выдвижными полкам  и верхнего, более ажурного сооружения, с  застеклёнными дверцами, что напоминало мне рыцарский замок, справа  за дверкой  на верхней полке, куда мне было не дотянуться, в трёхлитровой банке бабушка  хранила конфеты «Батончики» Рот-Фронт, специально для меня, сохраняя моё здоровье.

Наверное, поэтому и сегодня я могу найти их закрытыми глазами на полке любого универсама, настолько хорошо запомнил дух, после открывания этой банки: смесь ароматов какао, муки и ванили. А еще в этом шкафу хранились орехи, изюм, каштаны, гвоздика, корица, кардамон и сухие травы, поэтому весь шкаф из старого темного дерева словно был пропитан особым кулинарным составом.

Ещё до  меня доносятся знакомые  ароматы разных оттенков  азербайджанских блюд,  Это может быть нежный напев чабреца, такой же тонкий, как его листья, который бабушка клала в кюфту, долму или добавляла в чай ; немного резкий голос рейхана, похожий на свои фиолетовые цвета и крупные формы, украшающий летний салат с помидорами; или увертюры в исполнении большого оркестра из стоящего на огне казана с разными видами плова или долмы.

Главным человеком здесь была моя бабушка, Энвер ханум. Чего только она не умела приготовить или сделать по хозяйству. Её небольшие, мягкие,  натруженные руки, с белесыми следами заживших ожогов, с легкостью справлялись с задачей замесить тесто для хлеба, пельменей, кексов или пахлавы. При этом, каждый раз запах этого теста был особым. Как же мне нравилось после выкладывания теста для выпечки, указательным пальцем соскребать его со стен таза и кушать, ещё сырое.

А какое она готовила мясо! Если оно было для голубцов, туда попадали кинза, петрушка и укроп вместе с луком, да так, что потрясающий аромат пронизывал всё насквозь. Долма из виноградных листьев требовала добавления в фарш нежных оттенков мяты. Большие круглые тефтели  кюфты требовали наряду с  другими специями обязательно чабреца и в них закладывали кислую  ягоду алычи.

На кухне всегда было распахнуто окно, куда она выглядывала, облокотившись на подоконник, как только услышит знакомые сигналы машин, не приехал ли кто-то из сыновей, и открыта дверь на балкон, где были заросли вьющегося аллоэ, китайских роз и герани тоже имеющих свой совокупный аромат зимнего сада.

Уже весной здесь стояло настоящее пекло, поэтому окна  прикрывали  деревянными ставнями. Через щели между ними пробивались лучи света, в которых можно было разглядеть мельчайшие пылинки. Но и в этой жаркой атмосфере, слегка отдохнув от приготовления обеда, она могла достать из-под плиты большой черный агрегат, который заменял ей духовку, и начать выпекать пахлаву, шакер буру или кяту. И тогда дом становился райской кондитерской.

Каждый день бабушка готовила новый обед. За завтраком мы вспоминали, что она давно не готовила, я мог заявить о своём желании, и тогда, посмотрев, чего из продуктов не хватает, она собиралась на рынок. Часто мы ходили вдвоём.   Возвращались оттуда, нагруженные всякой всячиной. Она быстро разбирала продукты, переодевалась и начинался новый праздник приготовления еды.

Процесс, действительно, был похож на праздник, т.к. всё время её лицо не покидала улыбка, а когда мы вместе лепили крошечные пельмени (дющьпяря), заворачивали долму в свежие виноградные листья или удаляли косточки из черешни перед варкой варенья, она умудрялась рассказывать мне о лучших днях своего детства.

Я мог бы ещё долго рассказывать о любимом доме моего детства, о любимых людях, интересных событиях, но сегодня хочу вспомнить только о том уголке, который был сердцем этого дома. Я знаю, что душой здесь была бабушка. Но   сердцем в хорошем доме, любимым местом для всей семьи, где ежедневно должны происходить чудеса для детей и взрослых, откуда исходит душевное и физическое тепло,  родные и любимые ароматы, должна быть кухня.

Кухня: 4 комментария

  1. Один из самых ярких периодов моего детства и, несомненно, самый богатый на запахи, терпкие, сладкие, мускусные — характерные восточные запахи, — это период жизни в Ташкенте. Я не очень хорошо помню сам город, но помню солнце, много солнца, и залытие солнцем улицы. Зелень, фонтаны, рынки. Лепешки, обжигающие, ароматные, с тмином, невероятно вкусные. Манты, плов, чай.

    А еще люди. Приветливые, с открытыми улыбками и чуть прищуренными (от солнца) глазами, загорелые мальчишки, играющие во дворах возле арыков, темноволосые девочки с косичками.

    1988 г. Вывод войск. Ташкент.
    Я маленькая и счастливая.
    И папа вернулся домой.

  2. Я тоже родилась в Баку, к сожалению, моей семье пришлось покинуть Баку, слишком мало я там прожила. Но с душевной теплотой вспоминаю то немногое, что всё еще теплится в моей памяти, а немногое, потому что мне было всего-то 11 лет.
    Надеюсь, что я еще обязательно побываю в этом городе, в городе своего раннего детства…
    Мне бы хотелось выложить тут свой стих о Баку, в нем мои чувства к этому милому для меня городу…

    Баку — мой город любимый.

    Я родилась в Баку –
    Это город счастливого детства.
    Его старые кварталы люблю,
    Нет на свете лучше места.

    Мой Баку, мой город любимый,
    Тяжко жить вдалеке от тебя.
    Бульвар твой огромный и милый
    Там с папой и мамой гуляла я.

    Брошусь в Каспий на чужом берегу,
    Пусть море тело ласкает,
    Пусть волны несут меня в Баку
    Он к себе очень манит.

    В Баку моё детство осталось,
    В памяти подруги, друзья.
    Там все желания сбывались,
    Любовь там первая моя…

    Баку – это город волшебный!
    Маленькой думала я.
    Он на свете самым чудесным,
    Прекрасным был для меня.

    Но волшебство это было прошло,
    Настали мрачные дни.
    Солнце за тучи зашло
    И Баку покинули мы.

    Все теперь где-то живём,
    Порою, не зная где наши родные.
    Живём одним только днём,
    Бакинцы-друг другу родные.

    Давно я живу в России
    И сказать одно могу,
    Что где бы мы ни жили,
    Ни что не сравнится с Баку!

    • Здравствуйте, Кристина!
      Мне очень приятно, что я не одинок, и переехав в Москву в 1969г., тоже до сих пор любимым городом считаю Баку.
      Спасибо за добрые слова в мой адрес. Я тоже желаю Вам счастья, здоровья и удачи!

  3. Таир Рафикович, я с большим удовольствием читаю Ваш блог и мне приятно, что я совершенно случайно наткнулась на этот сайт на Вашу клинику и на Вас! Я от всего сердца желаю Вам, долгой жизни, здоровья и процветания! Дай Бог побольше нашей планете таких людей, как Вы!!! Удачи Вам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *