Вчера у меня был очень хороший спокойный воскресный день. После недолгого посещения работы и осмотра оперированной накануне пациентки, поехал на дачу. Сначала переживал, что один, а потом, когда зашел в тёплый дом, поставил чайничек, согрелся, почитал книгу, понял, как мне хорошо. Позже вышел подышать свежим воздухом, да так и застрял на природе часа на два.
Вечером смотрел КВН, а позже слушал и впечатлялся беседой Владимира Познера с Сергеем Юрьевичем Юрским. Этот актер, один из немногих, к которым я отношусь как к главным ориентирам в жизни. Глубокая интеллигентность, четкое мировоззрение, образованность, высочайшая культура, фантастическое обаяние.
Пересказывать такие беседы невозможно. Это надо слышать. Главное, что меня зацепило вчера, это часть разговора о нашем обществе. По мнению Сергея Юрьевича, нашему народу во все времена требуется свой сталин. Он и сегодня востребован нашим обществом. Мы без ощущения страха и угрозы репрессий жить не можем.
А ещё был эпизод, когда он говорил о христианстве и социализме. Действительно, у этих учений много общего. Но и то и другое может быть принято обществом только через сотни, а может быть тысячи лет. Двух тысяч лет не хватило человечеству, чтобы понять Христа.
На прошлой неделе я в аудио версии прослушал «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. И книга и встреча с Юрским удивительно совпали по значимости в понимании нынешнего исторического момента. По мнению актера, большая часть нашего общества находится в первобытном виде. Исчезает интеллигенция. Ей на смену придет что-то другое. Что это будет?
Когда слушаешь подобные авторитетные мнения, читаешь великие произведения, все чаще и больше кажется, что лучшее в жизни состояние — это одиночество.
Это не просто лучшее состояние; это состояние лучшее, естественное, закономерное, необходимое, гармоничное и правильное. Не путайте уединение и изоляцию.
Я дал разъехаться домашним,
Все близкие давно в разброде,
И одиночеством всегдашним
Полно всё в сердце и природе.
(Борис Пастернак «Осень»).
И, если память мне не изменяет, а она, признаться, изменяет мне (пока еще) редко, эти стихи вошли в «Тетрадь Юрия Живаго», куда Пастернак поместил свои лучшие произведения.
Мне вспомнились эти строки после прочтения вашего сообщения.
____________________________________
» Исчезает интеллигенция. Ей на смену придет что-то другое. Что это будет?»
Полагаю, что на смену национальной интеллигенции придет космполитическая интеллигенция (или уже?).
И продолжение:
…
И вот я здесь с тобой в сторожке.
В лесу безлюдно и пустынно.
Как в песне, стежки и дорожки
Позаросли наполовину.
Теперь на нас одних с печалью
Глядят бревенчатые стены.
Мы брать преград не обещали,
Мы будем гибнуть откровенно.
Мы сядем в час и встанем в третьем,
Я с книгою, ты с вышиваньем,
И на рассвете не заметим,
Как целоваться перестанем.
Еще пышней и бесшабашней
Шумите, осыпайтесь, листья,
И чашу горечи вчерашней
Сегодняшней тоской превысьте.
Привязанность, влеченье, прелесть!
Рассеемся в сентябрьском шуме!
Заройся вся в осенний шелест!
Замри или ополоумей!
Ты так же сбрасываешь платье,
Как роща сбрасывает листья,
Когда ты падаешь в объятье
В халате с шелковою кистью.
Ты — благо гибельного шага,
Когда житье тошней недуга,
А корень красоты — отвага,
И это тянет нас друг к другу.
Все же не совсем одиночество:), а действительно уединение с тем, с кем тебе хорошо. А одиночество — это когда нет того, с кем тебе хорошо…
Спасибо! Ощущение одиночества иногда полезно. Иногда это чувство посещает двух и более людей, которым вместе стало скучно. После этого начинаешь больше ценить других людей.
Хотел написать в кухню (есть что обсудить), но попал сюда, даю тему — что есть хирургия — наука или искусство?
Жаль, что не познакомились в Женеве…
Здравствуйте! Спасибо за тему, она вечная, давайте обсудим.
А знакомиться никогда не поздно. Для этого не обязательно в Женеву выезжать.