Рига. Юрмала. Двадцать лет спустя

Мое первое посещение латвийской столицы и ее пригорода совпало с временами агонии Советского Союза. Это был октябрь 1989 года. Мы с коллегой приехали на научное мероприятие по пластической хирургии от Института хирургии им. А.В.Вишневского, то ли с докладом, то ли просто послушать, уже и не вспомню.

По-моему, в первую очередь нас тогда интересовал главный вопрос: действительно ли рижанки самые красивые женщины Советского Союза. Поэтому все силы были брошены на его решение. Товарищ мой, как и я, в то время был уже женат. Особого рвения не проявлял. Мне показалось, он просто робок. Тем более, что не верил в возможность уличного знакомства, да еще сразу с двумя девушками.

Мне повезло сразу. На одной из улочек заметил двух интересных подружек, блондинку и шатенку. Показал товарищу. Он моментально сник, сказав, что вряд ли что-нибудь получится. Но через 2 минуты мы уже шли вместе, обсуждая в какой ресторан можем пойти. Ближайшим был ресторан «Метрополь», под гостиницей в которой мы проживали.

Никогда не забуду швейцара в дверях ресторана, заявившего нам, что нет мест. Он не знал с кем связался. После моего натиска он признался, что в ресторане нет продуктов, нечего подавать. Я не поверил и предложил ему пойти на кухню и узнать, не найдется ли там хотя бы банка рижских шпрот, лимон, сыр, хлеб и любое вино. Вернувшись он улыбался и с искренними извинениями за родную Ригу, оправдываясь за весь Советский Союз, провел нас к столу.

Кроме нас во всем зале никого не было. Обслуживающий нас официант старался шутить и рассказывал, что были времена и получше. Но кроме шпрот с лимоном, жареной картошки и вина с хлебом так ничего подать и не смог. Девушки оказались очень приятными собеседницами. Мы скоротали там вечер, прошлись по городу, проводив девушек до автобусной остановки.

На следующий день мы поехали в Юрмалу на электричке. Городок был словно вымерший. Закрытые двери и заколоченные окна. Ни одного работающего кафе или ресторана. Мы вышли на песчаный берег моря, и я сразу увидел в ленивых накатах волн искрящиеся крупинки янтаря. Так и шел вдоль берега, пока не набрал пригоршню мелких камешков. Они до сих пор в моем аквариуме посверкивают.

Сегодня Юрмала — это хорошо сохранившиеся, красивые, нарядные деревянные постройки, выкрашенные и наряженные своими хозяевами, с вычищенными до блеска стеклами, большей частью превращенные в небольшие отели или почему-то выставленные на продажу. Центральная улица, променад, чем-то напоминающая мне Старый Арбат, теперь всегда оживлена гуляющими по ней разношерстными групками людей, киосками с всякого рода сувенирами, магазинчиками, кафе, ресторанами, где очень уютно и приятно бывать.

Мне же повезло еще больше. Я оказался в «Юрмала-Спа» отеле, где можно отдыхать и жить не выходя из здания неделями. Бассейны, джакузи, сауны и бани на любой вкус. Массажные кабинеты, где волшебные руки мастеров возвращают нам утраченные силы или готовят ко сну. Бары и ресторан, в котором шеф-повар творит чудеса. Вкуснее и красивее приготовленных им блюд я еще не встречал. В общем, единственный недостаток Юрмалы был только в отсутствии выброшенного морем янтаря на берегу. Остальное — просто сказка.

Рига встретила нас тишиной мощеных улиц, осенними красками кленов, нежной гаммой цветочных клумб, теплом и шиком дорогих магазинов и ресторанов. Город, сохранивший свою самобытность, архитектуру, какие-то, едва заметные признаки национальной гордости и сдержанности. А стоящий в порту огромный паром «Таллин», готовый вечером выйти к берегам Швеции, словно олицетворял собой символ свободы, которую так долго добивалась Латвия.

Вот такими я увидел Ригу и Юрмалу двадцать лет спустя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *